Yuri_P писал(а):
отчуждение ...
А 'Заметки по поводу книги Джемса Милля' (1844) вы читали ?:
"Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае каждый из нас в процессе своего производства двояким образом утверждал бы и самого себя и другого:
1) Я в моем производстве опредмечивал бы мою индивидуальности, ее своеобразие, и благодаря этому во время деятельности я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании произведенного предмета испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и потому стоящая вне всяких сомнений сила.
2) В твоем наслаждении, или твоем потреблении моего продукта я бы непосредственно наслаждался сознанием того, что моим трудом удовлетворена человеческая потребность, опредмечена человеческая сущность, и что поэтому создан предмет, соответствующий потребности другого человеческого существа.
3) Я был бы для тебя посредником между тобою и родом и сознавался бы и воспринимался бы тобою как восполнение твоей собственной сущности, как неотъемлемая часть тебя самого, – и тем самым я сознавал бы самого себя утверждаемым в твоем мышлении и в твоей любви.
4) В моем индивидуальном жизненном проявлении я непосредственно создавал бы твое жизненное проявление, и, следовательно, в моей индивидуальной деятельности я непосредственно утверждал бы и осуществлял бы мою истинную сущность, мою человеческую, мою общественную сущность. Каждый из производимых нами продуктов был бы зеркалом, из которого наша сущность лучезарно сияла бы навстречу самой себе. [126]
Таково было бы положение вещей, при котором с твоей стороны имело бы место то же самое, что имеет место с моей стороны. Рассмотрим различные моменты, выступающие в предположенном нами случае.
Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью. При наличии частной собственности как предпосылки он является отчуждением жизни [...], ибо я тружусь для того, чтобы жить, чтобы добывать себе средства к жизни. Мой труд
не есть моя жизнь.
Во-вторых:
в труде я поэтому утверждал бы мою индивидуальную жизнь и, следовательно, собственное своеобразие моей индивидуальности. Труд был бы моей истинной, деятельной собственностью. При наличии же частной собственности как предпосылки моя индивидуальность отчуждена [...] от меня до такой степени, что эта деятельность мне ненавистна, что она для меня – мука и, скорее, лишь видимость деятельности. Поэтому труд является здесь всего лишь вынужденной деятельностью и возлагается на меня под давлением всего лишь внешней случайной нужды, а не в силу внутренней необходимой потребности.
Мой труд может проявиться в моем предмете только как то, что он собой представляет. Он не может проявиться как то, чего он по своей сущности собой не представляет. Поэтому он и проявляется теперь только как предметное, чувственно созерцаемое и вследствие этого стоящее вне всяких сомнений выражение моей самоутраты и моего
бессилия. [127]"
(К. Маркс Заметки по поводу книги Джемса Милля
http://www.caute.net.ru/ilyenkov/tra/mill.html)