sladkov.flyfolder.ru

Обсуждаются вопросы науки, политики, истории
Текущее время: 16-04, 17:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 21-03, 20:16 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Зачем работяге социализм?
Семен Сладков 18.03.2013

Гражданин Морозов утверждает, что рабочие станут ратовать за социализм только тогда, когда их зарплата превысит зарплату западного рабочего.

Чего ждет наш украинский и русский рабочие от будущего социализма?

- Ликвидации безработицы, во-первых. Чтобы за воротами завода не стояли люди, которые ждут когда его уволят.

- Стабильных нормативов труда, чтобы не стать жертвой капиалистической «рационализации», когда из десяти работающих увольняют пять, возлжив на оставшихся пятерых объемы работы прежних десяти, это во-вторых.

- В третьих, чтобы прибыль завода после перечисления налогов государству оставалась в распоряжении заводского коллектива (а не шла буржую в карман) и, за вычетом работ по обновлению оборудования, тратилась на социальные нужды: на пионерские лагеря для детей сотрудников завода, на заводскую поликлинику, на другие жизненно важные для трудящихся цели. Это третье.

- И наконец, может быть самое важное, отгородиться от уголовной банды под названием «финансовый мир», когда крупные банки росчерком пера создают непонятно откуда берущиеся деньги и скупают на них заводы по всему миру. Как та же Федеральная Резервная система США, которая печатает доллары сколько хватает типографской краски. Вот недавно появилось сообщение, что полгода длившийся аудит золотого запаса, принадлежащего Министерству финансов США, проводило само министерство (то есть проверяло само себя) и в итоге сообщило одной строчкой, что все в порядке! Советский неконвертируемый в наличку «безналичный рубль» гарантировал нашу экономику от этого на 100%!

- И в последнюю очередь сегодняшнего рабочего интересуют теоретические загадки типа: был ли в СССР госкапитализм.

- Ближе к первым трем вопросам стоит для рабочего шкурный вопрос о зарплате. Но и здесь для него важно, чтобы зарплата была справедливой в пределах возможностей завода. А уж как она соотносится с зарплатой рабочего «Дженерал Миторс», - это уже чистое любопытство. Нахлебавшись украинского и российского криминального капитализма, рабочие быстро станут политически грамотными!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 01-05, 17:15 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Феномен послушания народа
как диагноз его тяжелой болезни

Наши деды и прадеды были овеяны славой, мы -их внуки и правнуки - покрыли себя несмываемым позором...

...Лежит под курганом ОВЕЯННЫЙ СЛАВОЙ
Матрос Железняк – партизан!

В пионерском отряде это была наша любимая песня, я орал ее громче всех. Нам казалось естественным и несомненным, что так будет и дальше. Но произошло то, чего никто и вообразить себе не мог, что не снилось нам в самом черном сне: страна СССР развалилась, ее общество опустилось на самое дно, где речь идет об элементарном выживании нашего народа. Причина этого – в послушании!
Гений русской литературы (а гении в деталях не ошибаются) писал двести лет назад:

Прощай, немытая Россия
Страна рабов, страна господ!
И вы, мундиры голубые,
И ты, ПОСЛУШНЫЙ им народ...

Мы, народ, снова оказались на том же уровне, что и двести лет назад.

Феномен послушания проявлся в истории еще раз: когда 22 июня 1941 года после нападения фашистской Германии на Советский Союз лидер Англии Черчиль выступил по радио, он подчеркнул, что за Гитлером идет толпа ПОСЛУШНЫХ немцев. Их послушание перевернуло традиционное поведение и сознание немцев, о коммунистах и антифашистах сейчас говорить не буду – не они определяли эти самые поведение и сознание. Дед моего приятеля в 1941 году отказался эвакуироваться из Днепропетровска, он говорил: «Я видел немецких солдат в 1918 году, когда они оккупировали Украину, Это очень воспитанные, культурные люди; только там, где были немцы, можно было чувствовать себя в безопасности!» Через неделю немцы вошли в город, а еще через месяц этого деда расстреляли вместе со всеми евреями Днепропетровска...

Против послушания русских боролись лучшие умы России: Радищев и Герцен, Некрасов и Чернышевский. К революции 1917 года народные массы были морально подготовлены. Без этого большевикам было бы не под силу перевернуть Россию. Точно такая задача стоит сегодня перед русской интеллигенцией – преодолеть депроессию народа, преодолеть его послушание. Те брызги (нет, не шампанского) нефти, которыми правящая власть обеспечивает себе большинство голосов на выборах, их нет у оппозиции. Разговариваю с пожилой врачихой, заходит разговор о Путине, вот ее мнение: «Путин хороший - он мне пенсию увеличил!»...

Как мы докатились до предательства, видел своими глазами. Пришел к нам в отдел директор нашего проектного института и сказал: «Будем переходить к частной собственности, превращаем наш государственный институт в акционерное общество. Для вас ничего не изменится, как работали, так и будете работать. Только получать будете больше, потому что сейчас премиальный фонд ограничен величиной в 13% от фонда зарплаты, а остальное мы сдаем в бюджет. А денег мы зарабатываем много. Теперь же у нас этого ограничения не будет.»
Все проголосовали единогласно (я – тоже!) Сейчас от нашего института остались рожки да ножки.

И пошло, и поехало...
И когда 18-миллионная партия КПСС единодушно предала Советскую власть (ни одного голоса против не прозвучало, ну почти ни одного!), , все было кончено....
И сидим теперь мы не просто у разбитого корыта, Родина стоит у края противотанкового рва, в котором потихоньку хоронят вымирающее население.

Что делать? Что делать?
Сделать нужно главное - перевоспитать, изменить мышление у целого поколения бывших советских граждан. Не восхищаться проделками Березовского и Абрамовича, а воспитать ненависть к ним. Причем не по национальному признаку, а как грабителей всех советских людей всех национальностей.
«Пусть ярость благородная вскипает как волна!»
Где вы, наши современные Радищевы и Лермонтовы, Некрасовы и Чернышевские?
Нынешние поэты развлекают буржуев, зашибают деньгу.
Правда, сохранилась еще советская песня и советская литература. Более того, сохранилась память о великом нашем государстве. Вот только нынешние поэты и писатели выливают на наше прошлое ушаты помоев. Требуется моральная стойкость в дополнение к таланту, чтобы отразить в прозе и стихах современность и показать пути к нашему будущему, другому будущему.
Мой призыв – верить в это другое будущее, светлое будущее, оно обязательно наступит!

Конечно, вера – чувство почти религиозное, хотя я призываю верить не в бога, а в человека, в народ России. В тех, кто раньше назывались – советский народ!
История свидетельствует, что этот народ выдвигал из своей среды великих людей – руководителей. Даже в смутные времена из русского народа вышли Минин и Пожарский – спасители земли русской.
Но кроме веры есть еще логические основания для нашего светлого будущего, они видятся мне в том, что сейчас есть все, или почти все предпосылки для создания нового социализма. И главное – сейчас все готово для создания плановой системы того самого автоматизированного типа, о которой писал полвека назад ак. Виктор Глушков: проработана теория, есть технические средства в виде современной компьюнерной техники (которой так нехватало Глушкову). Нужно только организующее начало...
Агитируйте молодежь за социализм!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 15-06, 00:41 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Сегодня 14 июня исполняется 85 лет со дня рождения Эрнесто Че Гевары!

http://vmdaily.ru/news/2013/06/14/15-zn ... 00626.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 03-10, 21:48 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
О СССР, антисоветизме и "яде смерти"


Антон Арзамов 18.09.2013
В прошлой статье я писал об Ефремове и его понимании некоторых проблем истории. Но поводом для ее написания было другое. Речь идет об известной проблеме развития левого движения в России в целом (и рабочего движения в частности). Впрочем, разговор надо вести скорее о всем бывшем СССР.
Поскольку именно тут имеет место, то, что можно обозначить, как «правый парадокс». Население бывшего СССР настроено гораздо более «правым» образом, нежели это определяется его экономическим положением. И левые силы находятся в аномально подавленном состоянии. Именно поэтому, начиная с Ельцина, власть может проводить более-менее правый курс, не опасаясь народных возмущений. Более того, это позволило современной российской власти пережить условия 1990 годов, когда экономическая ситуация была еще хуже, а положение большинства постсоветского населения было просто бедственным.
В этой ситуации отсутствие массовых возмущений может показаться загадкой. Да, выступления были, и продолжаются до сих пор, но их масштаб методы не эквивалентны ситуации. Более того, рассматривая массовые протесты 1990 годов, можно заметить, что при всем бедственном положении народа он был довольно сильно лоялен проводимому курсу. Наиболее массовый способ протеста того времени - голодовка подразумевает изначально высокий уровень солидарности с властями. Забастовки, как таковые, были еще реже, еще реже были более серьезные выступления. И это при том, что уровень жизни упал колоссально, люди не получали зарплаты месяцами.
Традиционно для объяснения этого состояния привлекают гипотезу о манипуляции. Дескать, правящая власть настолько сильно пудрит народу мозги, что он лишается возможности для осознанию своих интересов. Гипотеза эта довольно старая, появилась она, как попытка объяснения существующего положения, еще в начале 1990 годов, и с тех пор пережила несколько периодов «обновления». Если вначале в качестве «манипуляторов» обвиняли исключительно «демократов», то теперь одним из базовых представлений в ее рамках является идея о ведущей роли КПРФ в деле профанации левого движения в России. Самое смешное тут то, что именно КПРФ и была в 1990 годы одним из основных источников распространении «манипулятивной гипотезы».

Еще более сильной версией данного утверждения является идея об абсолютном всемогуществе СМИ, и, прежде всего, телевидения. Мысль о зловредном «зомбоящике», как основном элементе системы угнетения, была одной из основных у левых в 1990 годы. И остается теперь, перейдя уже из традиционного арсенала оппозиции во властные структуры, которые, похоже, и сами поверили во всемогущество «волшебного ящика». Не говоря уж о «официальных» левых, которые все свои неудачи привычно списывают на то, что «в эфир не пускают». При этом, как не странно, никто не замечает того, что СССР умудрился рухнуть при наличии практически полной монополии КПСС на СМИ, включая ТВ. Равно как и то, что изначально каждая правящая власть имеет максимум влияния на граждан, используя все пригодные для этого институты. Тем не менее, Революции все же иногда случаются…

Разумеется, это не означает что пропаганда и агитация в СМИ не имеет никакого воздействия. Это означает лишь то, что любая пропаганда - не чудодейственное средство, и что она имеет хоть и большой, но все же ограниченный круг возможностей. Несмотря на всю мощь пропаганды, выступления трудящихся случаются по всему миру. От развитых стран до нищих полуколоний народ борется за свои права. Проблемы этой борьбы лежат в иных плоскостях - от все еще большой роли «государства всеобщего благосостояния» в странах «золотого миллиарда», когда основные потребности основной массы трудящихся еще продолжают удовлетворяться (но все меньше и меньше) до нищеты и невежества масс в странах «третьего мира», когда люди просто не знают, что они могут иметь какие-то права.
Но даже с учетом этого возмущение может иметь очень острые формы. Например, как сильно отличается ситуация в Греции или Испании от того, как воспринимал наш народ губительные реформы 1990 годов. Еще более странна ситуация в бывших советских республиках, когда реально развязывалась кровопролитная борьба – но на религиозной или национальной почве с полным принятием идей собственнического общества. Тут даже основное объяснение странной апатии народа: «как мы можем сопротивляться, у нас же нет оружия» - отпадает. Оружие было - но направляли его не на новообразованных богатеев, не на чиновников-воров, а на собственного собрата иной национальности или веры.
Разумеется, рассматривать расцвет национализма или религиозного фундаментализма надо отдельно. Однако отсутствие социальной направленности народных возмущений в постсоветском мире очевидно. С чем это может быть связано? Попробуем разобраться.

Советский Союз, как государственное образование, был необычайным рывком в будущее, первым прорывом человечества к коммунизму. Но одновременно, он был всего лишь переходным состоянием, обществом, которое несмотря на это устремление, при этом включало в себя множество элементов прежних формаций. Причем число последних было как бы не больше, нежели новых. Наиболее явным признаком этого может служить наличие товарно-денежных отношений между работниками и предприятием. Большинство граждан СССР жили, продавая свою рабочую силу («ходили на работу», работали) и получая зарплату. И этим мало отличались от граждан капиталистических государств.

Конечно, далее система отличалась, и созданная работниками прибавочная стоимость использовалась совершенно иначе, нежели при капитализме, но для данного рассмотрения это не особенно важно. Так же, помимо товарно-денежных отношений, было еще множество иных элементов капиталистического общества - армия, полиция («милиция») и т.д.

Важно то, что наличие этих составляющих неизбежно порождало у граждан определенное отношение к ситуации в стране. Образовывало весьма устойчивые конструкции понимания мира. При этом еще большую сложность этим конструкциям придавало наличие в стране коммунистических элементов. Каждый человек должен был «совместить» в своем сознании огромное количество порой противоречащих друг другу понятий, порожденных разными социальными элементами. Коммунизм требовал отдавать все на благо общества, думать общими категориями и стремиться к улучшению мира (и порождающих подобное явлений в советской жизни было немало). Капиталистические элементы требовали обратного, стремления искать, прежде всего, личную выгоду, высокую зарплату и «непыльное место», желательно повыше в иерархии.

Ничего страшного в этом нет. Мир периодически проходит через подобные состояния, например, христианство (порождение феодализма) и капитализм довольно долго вполне успешно уживались в голове обывателя. Данная проблема решается разделением «зон ответственности» разных представлений (вопреки утверждению Кара-Мурзы, «мозаичное» представление не является особенность современного человека). Но при этом важно поддерживать определенный динамический баланс, постоянно корректируя границы этого разделения. С этим то в СССР и не поладилось...
Поскольку вероятность столкновения с капиталистическими и коммунистическими отношениями и характер этих столкновений у советского человека было различными. С капиталистическими отношениями он постоянно сталкивался «на работе» - работать ради получения премии, после нее, идя в магазин, на рынок, планируя свой бюджет и т.д. Он знал, что поднимаясь выше в иерархии, можно улучшить свое положение. Коммунистические же элементы жизни или касались глобальных, мало заметных в обычной жизни вещей - образование, здравоохранение, трудовое законодательство и т.д., или же вступали конфликт со «стандартным порядком вещей». Так, молодой работник, желающий работать ради самого труда, неизбежно вступал в конфликт с установленной иерархической системой. Как не удивительно, но те же изобретатели и рационализаторы гораздо больше проблем испытывали с внедрением своих изобретений, нежели с их созданием. Это тоже неизбежность, вытекающая из самого принятого способа производства.

Пока была динамика с ростом важности коммунистических элементов, все же данная проблема решалась. Гражданин получал все больше бесплатных благ - от квартир до школьных учебников, он видел вырастающие в тайге города и взлетающие самолеты, герои производства могли сказать: я стоял у основания этого завода, они имели высокий моральный авторитет и так далее. Но как только темп был сбавлен, а затем пошел и обратный процесс, то преимущества коммунистического поведения стало весьма неочевидным. В условиях, где основным занятием было с 8 до 17 нахождение на рабочем месте (и неважно, чем при этом заниматься), где жизнь стала трактоваться как движение от детского сада к пенсии, престиж герое коммунистического труда весьма ослаб. Нет, конечно их продолжали чествовать, «вешать» на доску почета и дарить почетные грамоты, но смысл этих знаков внимания терялся. Почетная грамота - это не новый, построенный тобой, город.

И в этом случае люди, ведущие образ жизни, более подходящий к капиталистическим элементам жизни, оказались в лучшем положении. Деньги «на книжке», в отличии от почетной грамоты, можно было весьма разумно использовать. Какая разница, сгораешь ли ты на работе, или «околачиваешь груши», ища, что бы еще унести домой («тащи с работы каждый гвоздь, ты тут хозяин, а не гость»), если речь идет о выполнении некоей абстрактной деятельности в иерархической системе. В этом смысле, даже в отношении отчуждения труда тот, кто отказывался от приоритета «общего» в пользу «частного», своего, оказывался в лучшем положении. Ведь, собственная дача, обнесенная двухметровым забором как раз осязаема, как и огурцы с грядки, в отличие от бессмысленного заводского труда.

В этом смысле, положение людей со сдвинутыми в сторону коммунистических отношений установками оказывалось весьма сложным. Им трудно было доказывать то, что именно их путь является движением в будущее, а не «мартышкиным трудом». При этом вся мощь государственной пропагандисткой машины оказывалась бесполезной. Как убедить человека, что коммунизм - это хорошо, если он ясно видит, что тот, кто старается «для себя» живет не просто лучше, но и гораздо более гармонично, нежели общественник. Что путь индивидуализма и эгоизма является не просто более простым путем, но и гораздо более приемлемым для человека, нежели коммунизм. Что тот, кто подумает, прежде всего, о себе, обязательно будет прав…

Отсюда, а вовсе не от западной пропаганды, пошло то самое отрицание коммунизма и социализма, что привело к катастрофе. Здесь лежит корень тех социал-дарвинистских устремлений, что присущи человеку постсоветскому. Именно поэтому он так легко поверил тем демагогам, что уверяли - при капитализме будет лучше. Ведь позднесоветский человек не просто слышал о капитализме - он думал, что его видел. В лице тех капиталистических элементов, что были в стране. И, что вполне понятно, считал: если не мешать этим элементам никчёмным коммунизмом, то мир станет еще лучше.

Да, тут была колоссальная ошибка. Коммунистические составляющем СССР оберегали гражданина от подлинных ужасов торжества социал-дарвинистского мира. Когда самое страшное, что могло случиться с человеком - строгий выговор и «разбор» на партсобрании, а самый «жесткий» способ конкурентной борьбы - стремление раньше «занять» вышестоящую должность. В этом «детском саду» даже в страшном сне не могли представиться замерзающие города и расстрел конкурентами. Когда советский человек думал, что он обречен оказаться наверху конкуренции, потому что хорошо образован, «не пьяница» (как смеялся бы над этим Ельцин), и хороший работник, он не понимал, что в реальной конкуренции место рождения значит в сотни раз больше всех личных качеств. Потому что конкуренция при капитализме - это не соревнование личностей, а борьба социальных функций.

Но Советский Союз до самого конца заботливо оберегал своих граждан от «свинцовых мерзостей» классового общества. Западный обыватель или житель «третьего мира», сталкиваясь с ужасом конкурентного общества, рано или поздно приходит к пониманию того, что для успешного выживания в этом мире необходимо объединяться с себе подобными. Разумеется, и тут не все гладко, начиная от того, что государственная машина, стоящая на страже интересов капитала, стремиться блокировать все, что может изменить его господство. И кончая тем, что подавляющее число людей банально невежественны, они просто не могут представить, что имеют свои интересы, отличные от «социальной функции», что они могут бороться за свои права. На самом деле народная борьба имеет много проблем. Но необходимость ее является довольно очевидной.

Для позднесоветского человека ситуация обратная. Он, твердо блюдя свои чисто эгоистические интересы, оказывался не просто защищенным от ужасов конкуренции, но и морально чист. Государство блокировало все «неморальные» способы борьбы, вроде убийств и мошенничества, и создавало у гражданина уверенность в том, что если он достиг вершины, то сделал это достойно. Некоторые проблемы давала «номенклатура», которая для позднесоветских людей была сосредоточением всей мерзости жизни. Но и это было поправимо - ведь «номенклатура», по определению, порождение «Совка», и если исчезнет «Совок» с его «коммунизмом», то исчезнет и «номенклатура». И даже если новые «хозяева жизни» окажутся столь же мерзкими, как и прежние, то это ничего не меняет. Поэтому появление «Новых русских» и было воспринято, как некий нонсенс, что было списано на «трудности переходного периода». А вообще хозяева - это те же советские директора, только более рачительные и без идеологических «загибов».
Такова была ситуация в позднем СССР. Общество, которое было лишь «динамическим переходом» от старой формации к новой, мгновением в историческом масштабе, отказавшись от движения вперед не только подписало себе приговор, но и оказало колоссальное воздействие на психологию своих членов. Учитывая ряд особенностей СССР, которые надо рассматривать отдельно, это привело к массовому распространению сугубо «антикоммунистического», социал-дарвинистского мировоззрения, причем в условиях господства традиционной коллективисткой морали (что невообразимо доставляет). Отказ от идей уменьшения энтропии всегда приводит к ее росту, но в условиях, когда в обществе уже были сильные коммунистические системы, это дало катастрофический результат.
В связи с этим после наступления капитализма возможность распространения антикапиталистических идей была блокирована. Общество мгновенно развалилось на множество отдельных индивидов со своими личными интересами и ограниченным кругом связей. Не нуждавшиеся ранее в способах коллективного действия, они оказались бессильны перед новыми хозяевами и их идеологией. В этой связи, сохранение прежних убеждений стало своеобразной защитной реакцией. Столкнувшись лицом к лицу с бездной, бывшие советские люди продолжали верить, что выбранный путь - верен. Поэтому они продолжали неявно поддерживать Ельцина, даже когда стало понятно, что этот политик ведет к явному обнищанию масс. Именно поэтому любые политики России в 1990 годы, включая «коммунистов», предпочитали обходить вопросы собственности и конкуренции, так как отказ от базовых представлений позднесоветского периода означал для постсоветского человека отказ от всей его системы взглядов.

Поэтому выбор вариантов развития на всем постсоветском периоде лежал исключительно в рамках системы вариантов, сформулированных к конце 1980 годов. И выбор Путина означал лишь то, что страна уже подошла к состоянию, когда конкуренция и частные интересы означали для большинства гарантированную гибель, но отказаться от прежней модели не было сил. «Путинизм», как программа» - это отчаянная попутка суметь создать хоть какую-то солидарную модель, не затрагивая базовых основ позднесоветского представления. Но «путинизм» - это уже другая тема, и нет смысла ее рассматривать тут. Тут важно одно - для человека, стоящего на краю пропасти, сменить убеждения намного труднее, нежели когда он прочно защищен социальным государством (именно это мешает борьбе в «третьем мире»). В условиях, когда работает реальная конкуренция, когда надо постоянно «встраиваться в систему» инерция мышления возрастает очень сильно. И так изначально большая, в условиях постсоветского мира она становится колоссальной.

Это приводит к тому, что и сегодня бывшие советские граждане, как черт от ладана, шарахаются от левой идеи. Не потому, что эти граждане видят явную выгоду в «правом мире», а потому, что это убеждение было выработано тогда, когда мир был благосклонен к ним.

Можно сказать, что бывшие граждане СССР отравлены ядом, который породило состояние гибнущего государства. Так как СССР был миром, в котором человек по определению был открыт, он смог далеко проникнуть в сознание и изменить его так, что человек пошел против своих интересов, думая, что идет за них. В прошлой статье я писал о том, что за многие негативные особенности христианства несет ответственность то, что оно формировалось, как антитеза «полумертвой» Империи. Именно поэтому изначальный гуманистический потенциал новой религии был подавлен, и гуманизм был сконструировано через много веков позднее (хотя и на «христианской платформе»). В случае с СССР произошло нечто похожее. Если бы страна развивалась, ее особенности стали бы прологом к необычайному взлету человечества. Но отказ от развития привел к кризису, который не был преодолен, и как результат этого, к гибели. Умирающее государство породило кошмар антисоветизма и антикоммунизма.

И нам сейчас предстоит медленное избавление от этого кошмара. Это естественно. История работает на нас, а «истинное лицо» капитализма уже явственно видно большинству. И чем большее время отделяет нас от СССР, тем слабее оказываются представления того времени. И тем сильнее постсоветское пространство становится «обыкновенным» «третьим миром». Конечно, и тут организация борьбы упирается в новые, невиданные ранее проблемы, такие, как обнищание населения и катастрофическое падение уровня образования. Но это только повод для работы...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 09-10, 14:35 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Хорошо было большевикам: они подняли народ на борьбу за светлое будущее, не имея об этом будущем никакого понятия. В последнюю минуту Ленин в Разливе на коленке писал экспромт в синюю тетрадь, ставшую книгой "Государство и революция". Построенное по этой книге государство не смогло ни накормить голодающих, ни наладить работу экономики.
Теперь этот номер не пройдет: чертежи будущего социализма нужно положить на стол заранее. Но этим никто не занимается, даже не думает начинать. А начинать нужно с главного элемента будущего социализма: с плановой системы. Ни Аристотель, ни Платон, ни даже Карл Маркс в этом не помощники...
Все остальное - борьба с чем хотите, объединение с кем хотите, марши и митинги кого хотите, воспитание нового или какого хотите человека - все есть суета! Нужны чертежи!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 06-12, 18:56 
Не в сети
лауреат
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-09, 19:27
Сообщения: 207
Откуда: Рязань
Хорошо было бы в целях агитации и пропаганды посылать советских трудящихся на временное жительство в страны капитала. Чтобы помыкались там, потыкались, понагляделись на всё дерьмо. А через годик — домой.

Другой вопрос, что хрен бы кто из империалистов их туда пустил. Вот тунеядцев-креаклов приняли бы с радостью (и принимали). С целью приспособить на агитацию и пропаганду против СССР.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 21-11, 21:16 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Зачем повторять миф, будто экономика СССР рухнула из-за цен на нефть?

Сергей Кара-Мурза

11 ноября 2014


Когда в 1990–1991 годах был запущен миф о смертельном кризисе советской экономики, я делал попытки выяснить у авторов этих сообщений, в ранге от м.н.с. до академика, каковы эмпирические индикаторы и критерии, которые позволяют им делать такой вывод. Я спрашивал без всякой задней мысли. Ни один не дал ответа. В лучшем случае говорили: «Ты что, сам не видишь?» Это вызывало тревогу — что происходит с людьми?

Через 20 лет, в 2010 году, на конференции в РАН (прямо в здании Президиума) я сделал доклад «Мифотворчество и мера в обществоведении: миф об экономическом кризисе в СССР». Там, в частности, говорилось: «Сегодня мы слышим от руководителей высокого уровня, что советская экономика развалилась. Но если так, мы обязаны разобраться в этом необычном феномене. Россия унаследовала системы советской экономики и буквально живет на них, мы должны знать, в каком состоянии эти системы. Что значит “экономика развалилась”? Каковы эмпирические проявления этого процесса? Каковы его симптомы, позволяющие предвидеть зарождение подобных аномалий? Какими индикаторами и критериями пользуются экономисты, правительство, общество? Мы должны найти убедительные свидетельства в пользу утверждения о катастрофическом кризисе экономики в середине 1980-х годов или отказаться от него и составить себе более верное представление».

Доклад был снабжен 10 графиками главных показателей, в надежности данных никто не усомнился. Но аудитория, в которой были несколько академиков, а большинство — доктора наук, была явно недовольна. Никто не возразил и не задал ни одного вопроса. При этом там практически не было людей с «либеральными настроениями». Но тема и поставленные вопросы не нравились — не хотелось вникать и разбираться.

Но и сейчас ничего не изменилось. Большая часть интеллигенции поверила в миф и не желает взглянуть на факты или просто махнула рукой. За интеллигенцией, само собой, тянется и масса, и политики. Но ведь это — простой учебный материал, не решая такие задачи, мы не подойдем и к более сложным. И что тогда? Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Сейчас, когда запахло войной (пусть пока экономической), это состояние стало действительно страшным.

Самая наглая часть этого мифа — утверждение, будто «экономика СССР развалилась» потому, что держалась на экспорте нефти, а правящие круги США в 1980-е годы обрушили мировые цены на нефть, чтобы лишить СССР валюты и заставить его капитулировать.

На днях, 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, по телевидению опять прошел этот нелепый миф, даже портрет Гайдара показали. Эту чушь транслировали молодые образованные люди, и это позор нашей культуры. Приходишь в отчаяние: как сможет Россия выбраться из нынешней ямы, если одни интеллигенты без стыда тиражируют неправдоподобную примитивную байку, а другие в нее верят!

Кстати, постыдились бы это делать в день праздника большой части населения — ведь микрофон и камера у них в руках 364 дня в году.

Приведу самые грубые величины.

В 1988 году экспорт топлива и электричества из СССР составил 28,2 млрд руб., а ВНП СССР был равен 875 млрд руб. Две трети экспорта шли в соцстраны по долгосрочным соглашениям, экспорт энергоносителей за валюту — 1,03% от ВНП СССР (в долях ВВП это 0,59%). Ясно, что снижение цены нефти на треть не только не могло привести к краху экономику: она этого не заметила! Если начертить график динамики только экспорта и импорта в крупном масштабе, то будет видно, что падение цен действительно привело после 1984 года к некоторому снижению экспорта и, соответственно, импорта. Но это было снижение до уровня 1983 года, существенной роли оно в судьбе всей экономики сыграть не могло.

Экспорт и импорт СССР // млрд руб.

[21K]



Накануне «обрушения цен» экспорт нефти на валюту приносил 46 долл. на душу населения в год, а после «обрушения» — 30 долл.

А вот РФ в 2008 году: экспорт нефти составил 241 млрд долл., или 1697 долл. на душу населения. Это в 37 раз больше, чем было в СССР, и обрушение цен реально потрясло бы все хозяйство.

Добавим, что в 1986 году стоимость продукции промышленности в СССР составила 836 млрд руб., а весь экспорт — 68,3 млрд руб., в том числе 13,1 млрд руб. в капстраны. То есть экспорт на мировой рынок стоил всего 1,6% продукта промышленности. Могло ли это разрушить экономику?

В 2008 году продукция товаров и услуг промышленности РФ составила 24,6 трлн руб., а экспорт — 471,6 млрд долл., или примерно 14 трлн руб. Это сравнимо со стоимостью всей продукции промышленности (без услуг) РФ. При этом 70% экспорта — сырье. Вот о чем надо было бы сказать на телевидении в годовщину Октября!



Как множество образованных людей объясняют себе механизм катастрофы в экономике СССР, якобы произошедшей из-за снижения цен на нефть, которая продается в небольших количествах?



И что конкретно изменилось в хозяйстве СССР из-за снижения мировых цен на нефть в середине 1980-х годов? Ведь с 1980 по 1988 год экспорт надежно оплачивал импорт с положительным сальдо в 3-7 млрд руб. — чего еще надо? При этом внутри страны стабильно росли инвестиции и уровень потребления материальных благ населением.

Причин развала СССР, достоинств и недостатков его хозяйства и социальной системы мы здесь не касаемся — это другая тема, о ней особый разговор. Здесь речь идет о том, что миф, поддержанный СМИ, может стать «вирусом», разрушающим рациональное мышление.

А.Н.Яковлев заявил, что согласно статистике «мы стояли перед экономической катастрофой». Каждый может сегодня «взять статистику» и убедиться, что показатели 1980-х годов катастрофы не предвещали. Первые признаки кризиса возникли в 1990-м.

Посмотрим динамику трех индексов: инвестиций, национального дохода и розничного товарооборота. Они характеризуют процессы расширенного воспроизводства хозяйства, производства и динамику потребления населения:



Индексы инвестиций, национального дохода и розничного товарооборота в СССР // 1940 = 1

[39K]




Здесь для нас важнее всего динамика инвестиций. Поскольку экономический эффект от них отложен на довольно длительный срок, при первых признаках кризиса средства всегда изымаются именно из инвестиций — надо срочно блокировать риск лавинообразного процесса. Это наглядно продемонстрировал кризис в России начиная с 1991 года. Динамика инвестиций в СССР в 1980-е годы не обнаруживает никаких признаков кризиса, тем более катастрофы.

На графике видно, что в СССР рост капиталовложений превышал рост объема производства, а последний — рост объема потребления. Этот баланс, который обеспечивал устойчивое развитие всей системы. Динамика трех показателей — инвестиций, производства и потребления — не проявила накануне перестройки никаких признаков кризиса.

Из этой истории следует тяжелый вывод. Из сознания вытеснена методологическая компонента. Образованные люди выслушивают важнейшие утверждения политиков и их глашатаев, но не требуют и не ожидают аргументации этих утверждений. Они принимают или отвергают их в зависимости от политических установок момента, а принятые оценки становятся у них стереотипами мышления. Навык критического восприятия утверждений утрачен.

Людей, которые имеют время и потребность разобраться в более или менее сложных проблемах, сейчас осталось совсем мало. Люди скорее пойдут на баррикады. А в норме у подавляющего большинства на любой вопрос есть какой-нибудь стереотипный ответ, чаще всего ничего не объясняющий. Очень часто отпечатавшийся в сознании штамп приобретает форму убеждения — в этом случае человек не желает и слышать вопроса, не только его обдумать. Те немногие, которые все-таки тратят свои скромные ресурсы, чтобы разобраться в проблемах нашего патологического бытия, делают это уже только в надежде на то, что когда-то придут люди, решившиеся завоевать пространство для жизни. И какие-то тексты и расчеты нашего времени им пригодятся.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 25-01, 21:34 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Позиция Кургиняна по Украине
Первая, что ценностно я вообще мечтаю о том, чтобы развелись наконец мы с этим мутирующим Западом. Но главное, что прагматически понимаю, что в целом Россию, единую, ту которая есть, — в Запад не введешь. Всё, это рубеж. И уж тем более с Крымом.
Вторая позиция заключается в том, что народно-освободительная борьба на Донбассе, перекидывающаяся на другие территории, — есть большая победа наша и наших братьев на Украине. А ввод войск — это есть ущербная опция. И что наплевать при этом на то, как именно американцы на это посмотрят или европейцы. Вопрос не в этом. Вопрос в наших интересах. В том, что это будет на малой территории при большом протестном движении, что это будет всегда носить не окончательный характер. Нам нужна большая победа. Она очень трудна, почти невозможна. Но она нужна.
И наконец, третье, что машину надо менять. Что двигаться придется сюда, а машину надо менять.
До встречи в СССР!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Агитация и пропаганда
СообщениеДобавлено: 22-04, 15:44 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 22-05, 10:24
Сообщения: 1513
Рождение общественных классов см.
Мягких Ю.П. О периодическом законе эмбрионального развития человечества
Полный текст по адресу:
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Kmf/(150422002620)_Myagkih.pdf.pdf
[651K]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB